Южноафриканская бюджетная авиакомпания «Kulula Air», основанная в 2001 году, известна во многом благодаря своему ироничному стилю ведения бизнеса.
Начнём с того, что их самолёты уже сами по себе выглядя весьма забавно. Вот такое наглядно объяснение, что где расположено:
he big cheese (captain, my captain) — шишка, большой босс, важный чел (капитан, да, капитан!)
black box (which is actually orange) — черный ящик (который на самом деле оранжевый)
Co-captain (the other pilot on the PA system) — второй капитан (другой пилот, которого вы слышите по громкоговорителю)
Одной из фирменных фишек в обслуживании клиентов, являются постоянные шутки и приколы пилотов и стюардесс. Иногда забавные, иногда дурацкие, иногда в меру циничны. Но постоянные пассажиры уже к ним привыкли и в каждом рейсе ждут чего-то новенького.
Вот несколько примеров реальных фраз стюардов и стюардесс «Kulula Air»
Командир корабля по громкой связи: «Кулула Эйр» рада сообщить вам, что у нас самые лучшие бортпроводники в нашей отрасли. К сожалению, мы не смогли привлечь их на данный рейс».
Стюард: «Добро пожаловать на борт самолета Кулула 271 в Порт Элизабет. Просим пристегнуть ремни безопасности и затянуть их потуже. Они работают точно так же как и другие ремни безопасности. Если вы не знаете как это делается, то вам возможно не стоит появляться в обществе без сопровождения».
«Леди и джентльмены, если вы хотите курить, то место для курящих на крыле. Если вы сможете там зажечь сигарету, то можете и курить»
«В случае внезапного падения давления в салоне, сверху выпадет маска. Прекратите кричать, возьмите маску и прижмите к лицу. Если вы путешествуете с маленьким ребенком, сначала закрепите маску себе, а потом – ребенку. Если путешествуете с более чем одним ребенком, выбирайте любимца».
«Ваши подушки сидения могут быть использованы для плавания, и в случае аварийной посадки на воду, пожалуйста, гребите к берегу и можете их оставить себе даром».
«Температура в пункте назначения 50 градусов и разорванные облака, но мы постараемся их заштопать до того как мы прибудем туда. Спасибо за внимание и помните, что никто так не любит вас и ваши деньги как Кулула Эйр».
Стюардесса при посадке: «Пожалуйста, не забывайте свои вещи. Если вы собираетесь что-нибудь оставить, убедитесь, что это та вещь, которую мы хотели бы иметь».
Во время другого рейса: «При выходе из самолета не оставляйте свои вещи. Все, что останется в салоне будет разделено поровну между бортпроводниками. Пожалуйста, не оставляйте детей и супругов».
По прибытии в пункт назначения: «Хотим поблагодарить вас за то, что вы выбрали нас. В следующий раз, когда у вас появится безумное желание полетать с ветерком в небесах в герметичном металлическом тюбике, надеемся, что вы вспомните о «Кулула»».
Вот что сказала после тяжелой посадки в Кейп-Таун бортпроводница по громкой связи: «Была нехилая тряска и я знаю, о чем вы думаете. Я здесь, чтобы сказать вам, что это не вина авиакомпании, это не вина пилота, это даже не вина стюардесс. Это был асфальт».
А это объявление слышали на рейсе в Кейп-Таун в ветреный и тряский день (на конечном этапе захода на посадку пилоту пришлось буквально сражаться с погодой): «Дамы и господа, добро пожаловать в Мать городов Африканских. Пожалуйста, оставайтесь на своих местах с пристегнутыми ремнями безопасности, пока капитан не вырулит то, что осталось от нашего самолета к гейту».
Кстати, пассажиры тоже с удовольствием подыгрывают работникам авиакомпании, подшучивая над ними в их же стиле. После одной из жёстких посадок при неблагоприятных погодных условиях пилот, как обычно, стоял у выхода из самолета, прощался с пассажирами и благодарил их за полет с Kulula Air. Когда салон почти опустел, к пилоту приблизилась маленькая старушка, опирающаяся на палочку:
- Сэр, я могу задать вам вопрос?
- Пожалуйста, мадам, в чем дело?
- Скажите, пожалуйста, мы приземлились сами или нас подстрелили?
Другая история. Самолет вылетал из аэропорта Дурбана. Когда самолет набрал высоту, капитан сделал объявление по громкой связи: «Дамы и господа, говорит ваш капитан. Добро пожаловать на рейс 293 из Дурбана в Кейптаун. Погода нас ожидает хорошая, поэтому наш полет будет гладким и без происшествий… Так что садитесь поудобнее и наслаждайтесь… О БОЖЕ!».
Затем последовала тишина.
И через несколько минут капитан снова заговорил: «Дамы и господа, извините, что вас напугал. Когда я говорил с вами, стюардесса нечаянно пролила горячий кофе мне на колени. Видели бы вы переднюю часть моих брюк!». Один из пассажиров крикнул в ответ: «Это еще ничего. Видели бы вы заднюю часть моих брюк».
В общем, вы поняли – на рейсах этой авиакомпании на соскучишься
У «Kulula» довольно креативная рекламная политика.
В 2010 году в ЮАР проводился чемпионат мира по футболу. Стать официальным спонсором чемпионата и использовать его символику было для «Kulula» слишком дорогим удовольствием.
Поэтому они решили поэксплуатировать футбольную тему, но без прямых отсылок к проходящему чемпионату.
Для этого она выпустила плакат с рекламой своих услуг под заголовком «Неофициальная национальная авиакомпания «Сами-знаете-чего»».
Однако ФИФА посчитала эту рекламу «паразитирующим маркетингом», сразу же потребовала убрать этот плакат и больше не рекламировать свои услуги таким образом. Так как якобы на нем были изображены официальные эмблемы чемпионата: государственный флаг ЮАР, футбольные мячи с изображением логотипа ФИФА, фигура футболиста, футбольный стадион в Кейптауне, вувузела (дудка фанатов, с помощью которой они создают на стадионе шумовую «поддержку» футболистов).
Вот эти замечания ФИФА:
И как же поступила авиакомпания?
Она не стала долго отпираться и вести бесполезную и нудную переписку с ФИФА.
Исполняя требования футбольной ассоциации, авиакомпания убрала рекламный плакат и вместо него сразу же выпустила новый.
Как видите, плакат № 2 практически похож на плакат № 1. Однако элементы картинки, которые разозлили чиновников ФИФА, были заменены другими элементами. Плюс на самом плакате было приведено исчерпывающее разъяснение по каждому из них:
Так, государственный флаг был назван «пляжным полотенцем», вувузела названа «подставками для мячей для гольфа», вместо стадиона — свод местного моста (хоть и похожий на один из стадионов чемпионата мира) и т.д.
Теперь уже придраться было не к чему
Более того, в скором времени был выпущен плакат № 3, который сообщал о спецпредложении для президента ФИФА Зеппа Блаттера (юристы авиакомпании выяснили, что фраза «Зепп Блаттер» не является официальной фразой чемпионата мира):
И тут произошло неожиданное.
На предложение плаката № 3 отозвался не президент ФИФА Зепп Блаттер, а один из жителей города Кейптаун, который решил воспользоваться войной между ФИФА и авиакомпанией «Кулула».
Он переименовал свою собаку, бостонского терьера, в «Зепп Блаттер» и потребовал обслуживать собаку согласно положениям новой рекламной акции. То есть, предоставить возможность бесплатно летать внутри страны без ограничений на количество рейсов.
Авиакомпания решила использовать и этот неожиданный поворот событий с пользой для себя. Она согласилась на такое требование хитреца.
Сразу же был выпущен плакат № 4, на котором жирными буквами было написано: «Теперь это уже точно официально! Зепп Блаттер летает самолетами нашей авиакомпании!»:
Ну а сам пёс стал своеобразным талисманом компании:
Благодаря всем этим событиям известность и популярность авиакомпании выросла ещё больше.
Вот такие находчивые ребята работают в «Кулула»
Валентин пишет:
Юрий пишет:
Super! молодцы авиаторы и спасибо Вам — побольше положительных новостей и примеров
Алёна пишет:
) Очень хорошая реклама у компании.
Я бы с удовольствием летала этой компанией.
Зиляра пишет:
У этой компании можно научиться тому, как превращать любую проблему в удачный маркетинговый ход
Инна пишет:
Я просто влюбилась в «Kulula Air» )))
Тимченко пишет:
Хороша стаття. Маркетологи кулула дають жару)
Дмитрий пишет:
Действительно, очень симпатично и по-человечески. Интересно, почему нормальный, без пафоса и дутого самомнения подход стал эксклюзивным? Что-то человеческое встречается только в виде исключения. Ха-ха.
Alex пишет:
Ну, среди больших компаний такой подход всегда был редкостью. Так что тут от формата и размера копании многое зависит. Например, маленькие европейские магазинчики или ресторанчики в большинстве своём наоборот — человеческие и без пафоса
Ира пишет:
неимоверно круто!:) ребята из кулула достойны!!
Maxarts пишет:
Ого )))) спасибо Фиолетовая Корова за познавательный пост )))) Красивые маркетинговые шаги сделала авиакомпания «КУлула Айр» . Позитивное мышление выведет из любой ситуации…
Класс! Очень интересная статья, поднялось настроение на весь день! Спасибо Фиолетовой корове
Мотивирует!