Про странную экономию

02.09.2011. Размещено в рубрике Секреты Успеха

economy-Сегодня хочу поделиться с вами одним наблюдением. Мне кажется, многие из нас раз за разом делают одну и ту же глупость, которая сильно ослабляет наш бизнес. Причём совершаем мы эту глупость из самых лучших побуждений.

В качестве иллюстрации расскажу об одном моём товарище, владельце вполне успешной мебельной фабрики. Он, безусловно, талантливый предприниматель, но один момент в его действиях всегда вызывал моё искреннее удивление и сожаление.

Вот пара примеров.

Уже несколько лет работает у него коммерческим директором один парень. Руководит продажами. Как продажник он достаточно слабый. А как руководитель – вообще никакой.

Ну, я, разумеется, спрашиваю своего товарища: на фига тебе такой «ценный» кадр нужен? Который, к тому же, руководит твоими продажами?

И что же слышу в ответ?  «Понимаешь, для того, чтобы  нанять действительно классного специалиста, я должен ему во-о-от такую зарплату платить! Я сейчас не могу себе это позволить».

Но это ещё не всё. Есть у этого моего товарища ещё один ценный сотрудник. Он занимается его сайтами и интернет-рекламой.

Удивительной криворукости специалист.  Обладающий редким талантом испортить всё, за что берётся.

У компании несколько направлений бизнеса и под каждое есть свой сайт. Они ужасно выглядят и технически сделаны безграмотно. Как будто их делал школьник, только начавший изучать HTML.

Притом что мебель мой товарищ производит изящную и качественную. Но при размещении на этих сайтах фотографий моделей, которые он создаёт, возникает ужасный диссонанс между действительно качественной продукцией и кошмарно-безвкусным оформлением.

Но это ещё можно было бы пережить. Гораздо более печально то, сайты содержат ряд моментов, которые «убивают» примерно 30-40% потенциальных звонков/обращений клиентов.

Я помогал моему товарищу с продающими текстами для этих сайтов и мне, конечно, особенно грустно видеть, как эти усилия нивелируются из-за фактического вредительства со стороны этого альтернативно одарённого специалиста.

Ну, у меня, соответственно, тот же вопрос: какой смысл в таком «профессионале»?

Ответ: «Знаешь, сайты он сделал мне за копейки, денег за их поддержание и раскрутку я плачу ему немного, так что всё нормально».

Хм…

Вообще-то я хорошо отношусь к экономии. Я согласен с тем, что сэкономленный рубль – заработанный рубль.

Но только это правило действует, увы, не всегда.

«Экономность» и «глупость» – совсем не одно и то же.

Если мы зальём меньше бензина в бак своей машины, это не означает, что мы сэкономили. Мы просто сможем проехать гораздо меньшее расстояние. И дальше нам либо всё равно придётся доливать топливо, либо мы вообще остановимся.

В любом бизнесе есть ключевые точки, воздействие на которые должно быть максимальным. Потому что приложение усилий, времени, денег именно к этим точкам даёт наибольший результат.

Если, например, основные продажи вам приносит активность отдела продаж, то «экономия» на продажниках будет означать воровство у самих себя. Глупо экономить на «добывателях» денег.

Вместо этого лучше постараться сделать так, чтобы они зарабатывали больше, чем могли бы зарабатывать в фирмах конкурентов. Но «зарабатывать», а не «получать». То есть, привлечь их надо не высокой зарплатой (это только развращает продавцов), а хорошим процентом. Возможно, лучшим в отрасли.

Таким образом, появится возможность привлекать реально СИЛЬНЫХ и наиболее РЕЗУЛЬТАТИВНЫХ продажников, а не постоянно скулящих (но «недорогих») лузеров. А это, в свою очередь, не замедлит сказаться на продажах.

.

Кроме ситуации с отделом продаж ещё частенько приходиться слышать «У нас нет денег на рекламу». Странный тезис. Звучит почти как «У меня есть машина, но нет денег на бензин». Зачем она тогда нужна?

Посчитайте, какой рекламный канал работает у вас лучше других. И вкладывайте в него ещё больше средств, чем до этого.

(Конечно, для этого придётся научиться собирать статистику продаж по каждому из рекламных каналов. Но даже не надейтесь  собрать эти данные  с помощью вопроса клиентам «Откуда вы о нас узнали?». Погрешность ответов в этом случае составляет 45-50%. Отслеживание продаж делается другими способами. Но это уже другая история)

Кстати, забавно было видеть, как в период кризиса 2008 года большинство компаний стали урезать расходы на рекламу. Вместо того, чтобы их увеличивать!

.

Если же вы продаёте в основном с помощью сайта, это повод инвестировать в него своё время и провести десятки сплит-тестов, чтобы понять какой элемент этого сайта поднимает продажи, а какой, наоборот, снижает. И шаг за шагом сделать этот сайт продающим, а не просто красивой картинкой в Интернете.

Кстати, действительно продающий сайт стоит в разы дешевле, чем за сайт с флэш-анимацией и навороченным дизайном (с «красивого» и «крутосделанного» сайта вы рискуете вообще никаких продаж не получить).

.

Мораль сей басни проста.  Когда мы говорим «я не могу себе позволить такие расходы», имеет смысл схватить самого себя за руку и спросить вкрадчивым голосом: а не ворую ли я тем самым свою прибыль?

Удачи!

.



17 комментариев к записи “Про странную экономию”

  1. Ольга пишет:

    Здравствуйте, Алекс!

    Читаю Вашу рассылку, работаю с Вашим сайтом, для меня Ваш сайт — это рабочий инструмент, компас.

    На тренинги меня из Новосибирска врядли отправят, я уже пробовала.

    Если будете смотреть наш сайт, мне будет стыдно, я его получила в наследство, много изменила, делаю, что могу по силам…

    А пишу сейчас, потому что хочу попросить посмотреть один текст, который я написала «под Вашим руководством», помятуя, что «любой текст должен продавать». Будет минутка, гляньте. Меня смущает то, что у всех остальных как раз «Наша компания была основана в 199… году».

    На сайте БИС077 (Новосибирск) проводят конкурс «Менеджер года», я в нём участвую http://www.bis077.ru/manageryear/search/str/Кумарева
    для пользы компании (есть моё интерьвью)http://www.bis077.ru/content/manager_year_news.html.

    Что скажите, Алекс?

    P.S. Сайт БИС077 долго грузиться, могут слетать картинки.

    Ответить

    Alex Reply:

    Ольга, анализ продающих текстов — это отдельная песня и разбирать по косточкам я здесь их не буду.

    Но если в двух словах, то хорошо, что пытаетесь писать живым языком — это всегда увеличивает конверсию.

    Главный же недостаток — плохо прописаны выгоды работы именно с вашей компанией (вы же не одни на рынке). Почему я должен выбрать именно вас? Фраза «мы все это делаем быстро, отлично, потом еще обслуживаем и денег немного берём» — это слишком общие слова, они никак не могут быть ответом на этот вопрос.

    Ну а «добрые рекомендации – это наш «конёк»» — вообще странно звучит («конёк» — это то, что вы делаете лучше всего; рекомендации всё-таки «делают» клиенты, а не вы).

    Ответить

  2. татьяна пишет:

    Здравствуйте, Алекс. Ваши мысли по поводу псевдоэкономии очень логичны, очень многие идут по этому пути, в том числе я. Но для того что бы поступить по другому наверное не хватает решительности, очень многое зависит от личности руководителя. Всегда интересно читать вашу рассылку, спасибо. Вы предлагаете нам удочку, а у нас есть шанс поймать рыбу или не поймать.

    Ответить

    Alex Reply:

    Ну, первый шаг — это понять, что это именно «псевдоэкономия». Дальше — легче. Если руководитель — прагматичный человек, то он готов будет вложить больше, чтобы и получить больше. Так что какая-то выдающаяся решительность может и не понадобится :)

    Но привычки (стереотипы мышления в первую очередь) действительно частенько сильно тормозят нас. Увы…

    Ответить

  3. Николай пишет:

    Сравнение продаж и маркетинга с бензином меня поразило, образно и доходчиво! Спасибо!

    Ответить

  4. Максим пишет:

    Алекс, вы пишете в данной статье:

    «…Посчитайте, какой рекламный канал работает у вас лучше других. И вкладывайте в него ещё больше средств, чем до этого.
    (Конечно, для этого придётся научиться собирать статистику продаж по каждому из рекламных каналов. Но даже не надейтесь собрать эти данные с помощью вопроса клиентам «Откуда вы о нас узнали?». Погрешность ответов в этом случае составляет 45-50%. Отслеживание продаж делается другими способами. Но это уже другая история)
    …» — меня заинтересовали способы, как сделать так, чтобы подсчитать эффективность рекламных площадок для моей компании. Где можно взять эту информацию?
    С уважением, Максим.

    Ответить

    Alex Reply:

    Максим, на русском языке я что-то ничего вменяемого не припомню.

    Но, если вкратце, то задача в следующем. Нужно сделать так, чтобы технически было легко отследить по какому каналу пришёл клиент.

    Для этого, как вариант, можно (и нужно) использовать разные телефонные номера – на сайте один, в печатной рекламе другой, на листовках третий.

    Если же вы даёте рекламу в Интернете (например, размещая баннеры на профильных сайтах), то каждый из них должен иметь свой маркер, чтобы можно было понять, с какого именно сайта пришёл клиент. Ну и, соответственно, где имеет смысл продолжать давать рекламу, а где нет.

    Также полезно сделать на сайте форму заказа или просто форму заявки на звонок менеджера. Тогда, привязав к ней Яндекс Метрику, можно не просто видеть, откуда идёт больший трафик, но и понимать по какому каналу пришли те, кто действительно сделал заказ.

    Например, мы увидели, что по одному из наших проектов конверсия трафика с Google на 43% меньше чем конверсия с Яндекса (% конверсии – это % посетителей, которые сделали нужное нам действие. Это может быть заполнение заявки, подписка на рассылку и т.д).

    Угадайте, в рекламу в какой поисковой системе мы вкладываем больше денег, зная эти цифры? :)

    И такой анализ надо делать по каждому каналу.

    Конечно, тут существует много нюансов. Но в целом, подход такой.

    Ответить

  5. Элина пишет:

    Согласна. Скупость бизнесменов переходит всяческие границы благоразумия. А, как всем известно, скупой платит дважды, а то и триджы:-).

    Ответить

    Alex Reply:

    Ну, я вообще-то не про скупость писал. Если у кого-то такое качество характера (как, например, у владельца ИКЕА Ингвара Кампрада) — это его личное дело. Это ни плохо, ни хорошо.

    Я про «экономию», которая кажется предпринимателю вполне разумной. На первый взгляд :)

    Ответить

  6. Элина пишет:

    Алекс, какая же это экономия? все ваши примеры абсолютно точно идентифицируют человеческую скупость. Экономия — это разумная трата денег. А где же разумность экономить на кадрах? Ведь человеческий фактор всю жизнь играл и будет играть главную роль во всём. Я хочу сказать, что любой бизнес — это прежде всего люди. А уже по этим людям судят о компании…

    Имхо, не претендую на истинность суждения. Но, как все знают, истина не требует доказательств:-)

    Ответить

    Alex Reply:

    Элина, скупость — это скорее черта характера. То есть, она, по идее, проявляется почти во всех ситуациях. Но в том примере с моим знакомым это не так — в те вещи, которые он считает необходимо вкладываться, он вкладывается. Просто там результат сразу виден — вот новое оборудование, вот новое складское помещение. Это всё можно потрогать руками, поэтому и решение принимать легко. вот по другим вопросам (в том числе, о которых я писал в заметке) уже несколько сложнее принимать решение. Вот тут и вползает в голову мысль «А может сэкономить?» :)

    Ответить

  7. Андрей пишет:

    Алекс, у вас часто получается попадать точно в «тему», но сегодня Вы наступили на «любимую» мозоль. В нашей компании я уже работаю 3,5 года и хочу сказать, что на такой экономии у нас сменился уже весь состав продажников. Зато руководство имеет понятный фонд заработной платы. Часто, копеечки жалко чтоб удержать хорошего опытного сотрудника, потому что начинает казаться что он зарабатывает слишком много. В результате на сэкономленной копейке теряют рубль.

    Ответить

    Alex Reply:

    Увы, Андрей, Ваша компания не одна такая. Меня всегда поражала глупость и недальновидность тех, кто начинает переживать, что «уж слишком много эти продавцы стали зарабатывать!». Так ведь «зарабатывать» же, а не «получать».

    Наоборот, имеет смысл не идти на поводу у собственной «жабы», а постараться привлечь лучшими условиями лучших продажников в отрасли. Это всегда более выгодно, чем выплачивать мало, но тем, кто и продавать-то не умеет.

    Ответить

  8. Елена Соловьева пишет:

    Да,Алекс, все точно написали. Пытаюсь объяснить сегодняшнему руководству,что надо сделать Хороший сайт с правильными текстами (тем более я была у Вас на тренинге по мало бюджетному
    продвижению)
    Ответ- нам сайт не нужен, у нас нет денег на продвижение,у нас нет денег на рекламу и вообще что-то все много получают…и т.д Ссылку на сайт просто скидываю http://skifstroy.ru/
    - советов не прошу,потому что знаю ,что поменять надо ВСЕ.
    С Уважением,Елена

    Ответить

    Alex Reply:

    О, да, ужас-ужас :) (это я про сайт)

    А что, даже $200-300 нет на контекстную рекламу?! У Вас в Ростове-на-Дону по вашей тематике вообще может быть копеечный бюджет. Ну а если нет даже нескольких сотен долларов, то зачем вообще такой бизнес?

    Ответить

  9. Елена Соловьева пишет:

    По поводу — 200-300$ мдаааа, я тут давеча аж 1500р!:) на дизайн буклета еле выбила… А про сайт ..Да я и так уже ухожу из этой компании…Смысла нет переубеждать..
    РS. рада что повеселила..сайтом

    PPS. Ваши советы до сих пор помню и применяю,когда адекватные люди просят помочь.Спасибо

    Ответить

    Alex Reply:

    А, ну раз так, то всё понятно… Постоянно заниматься переубеждением — не самое увлекательное занятие :)
    Удачи Вам!

    Ответить

Оставьте свой комментарий!