Про одну извечную причину конфликтов с партнёрами и сотрудниками

28.02.2011. Размещено в рубрике Искусство Управления

konfliktСегодня я хочу затронуть одну тему, которая часто является причиной разных неприятных событий. Из-за неё происходят конфликты в компании, сотрудники увольняются, бизнес-партнёры расходятся, друзья перестают быть друзьями.

Но сначала пару слов не о самой причине, а о её весьма узнаваемых последствиях.

Как-то так совпало, что за последние пару месяцев у меня состоялось несколько разговоров с совершенно разными людьми на одну и ту же тему:

«Мой сотрудник (сотрудники) считает, что работает не поднимая головы, а я вижу, что он на самом деле бездельничает и особой пользы компании не приносит».

Ну и то же самое, только с другой стороны: «Я пашу как вол, а мою работу не ценят!».

И я подумал, сколько же конфликтов и взаимных обид возникает на почве того, что мы зачастую очень по-разному оцениваем вклад друг друга в общее дело.

Грустная реальность такова: чаще всего мы уверены, что ИМЕННО НАШ вклад  достоин бОльшего и сильно недооценен окружающими. Сотрудники склонны считать, что им сильно недоплачивают. Руководители чаще всего уверены, что сотрудники, напротив, сильно недорабатывают.

Самое забавное, что наша оценка конкретной сделанной работы будет зависеть в первую очередь от того, по какую сторону «баррикад» мы находимся.

Так, например, один мой знакомый периодически оказывается по разные стороны «баррикад» — время от времени он работает как наёмный сотрудник (в качестве антикризисного управляющего). Плюс у него есть свои бизнес-проекты, в которых он выступает как собственник.

Так вот, он мне однажды признался «Знаешь, когда работаю наёмным сотрудником, всегда считаю, что моя работа достойна лучшей оплаты. Но как только начинаю какой-то свой проект, меня начинают раздражать претензии сотрудников на зарплату, которая мне кажется слишком высокой. Понимаю, что это абсурдно, но ничего не могу с собой поделать».

Каждый из нас существует как бы в своей реальности. Но почему-то верит, что все остальные должны видеть ситуацию ровно такой же, как и мы.

Отсюда и произрастают последующие обиды:

«Я предложила усовершенствование нашей системы работы над проектами. Это позволяет компании экономить кучу денег. А мне только спасибо сказали и всё…»

«Каждый январь ко мне приходит целая делегация сотрудников и аргументировано убеждает меня, что зарплаты надо проиндексировать, так как макроэкономические показатели в России за прошлый год ухудшились»

«Когда мы начинали бизнес, то вкладывались поровну, — и деньгами, и временем. А сейчас я пашу в офисе с утра до вечера, а он только на пару часов заезжает и считает, что этого достаточно»

… ну и т.д.

Самое смешное, что мы все знаем, как этих ситуаций избежать (ну или свести их к минимуму). Это  решение предельно простое и всем известное – называется оно «договариваться надо на берегу».

До начала совместного бизнеса. До выхода на работу в должности с размытыми обязанностями. До начала работы над проектом.

Да, мы все это знаем. Почему не всегда делаем? Почему чаще всего «разборки» начинаются «после», а не «до»?

Думаю основных причин две.

.

1. Часто мы сами подсознательно боимся разрушить состояние неопределённости. Ведь тогда придётся чётко проговорить сотруднику его цели, привязать к ним его мотивацию. Да ещё и, возможно,  бизнес-процессы прописать, чтобы чётко было понятно, что мы будем считать «косяком». Только вот делать это многим из нас не хочется. Особенно, если мы привыкли «решать проблемы по мере их поступления».

Легче написать какие-нибудь размытые должностные инструкции, зато потом с полной уверенностью в своей правоте заявлять «Что-то ты фигово работаешь, дружок!». (Что я думаю по поводу должностных инструкций я уже подробно описывал здесь )

Да и сотруднику порой не сильно-то и хочется чётко проговаривать привязку вознаграждения к результатам. «Это ж напрягаться придётся… А вдруг не справлюсь?»

.

2. Вторая причина – боязнь обвинений в недоверии. Например, те, кто начинают первый свой совместный бизнес, редко закрепляют обязательства сторон на бумаге (я даже не про официальные документы сейчас, а просто про фиксирование договорённостей,  что называется «для себя», на обычном листе бумаги).

У кого-то попытка заранее прописать ключевые вещи даже вызывает обиду – «Ты что, мне не доверяешь? Мы же друзья, всегда без всяких бумажек сможем разобраться».

Сотрудник при оформлении на работу тоже чаще всего не склонен всё детально проговаривать, — а то ещё не так поймут. Ну и руководителю удобно – можно грузить этого сотрудника чем вздумается.

(Мне это напоминает проблемы заключения брачного контракта. Кто бы не предложил перед свадьбой  его подписать – второй партнёр всегда может воскликнуть «Какие могут быть контракты, когда речь идёт о любви!». И сразу появляется повод заподозрить другую сторону в неискренности и в корыстных намерениях :) .  Однако бизнес – это изначально прагматичное занятия. Так что тут смущаться не из-за чего :) )

.

Но какова бы не была причина отсутствия «договорённостей на берегу», за это приходится потом расплачиваться. Неприятным выяснением отношений, взаимными обидами, потерей сотрудников и партнёров.

Тем не менее мы упрямо продолжаем верить в то, что «всегда потом сможем договориться». Откуда такая уверенность?

Видимо, потому, что исходим из ошибочного предположения о том, что все мы видим ситуацию (да и мир вообще :)   )  одинаково.

Однако на самом деле у каждого из нас установлены мощные фильтры восприятия, которые сильно влияют на то, как мы оцениваем то или иное событие.  У каждого из нас своя «объективная реальность».

И никакие аргументы здесь не работают. Потому что у каждой из сторон – свои измерительные приборы (да и настроены они по-разному). Поэтому договариваясь «после», а не «до», очень сложно избежать взаимных обид.

Так что гораздо мудрее будет гораздо сделать усилие над собой и проговорить то, что раньше не считали нужным. И зафиксировать это на бумаге. Установить правила игры до её начала.

Не знаю как вы, но каждый раз, когда я не делал этих простых вещей, потом мне приходилось сильно сожалеть об этом.

(Кстати, возможно, эти правила кого-то сразу не устроят и мы избавимся от ненужного балласта прямо «на берегу»).

Да, я понимаю, всё это достаточно банальные истины. Но, как показывает практика, именно их мы чаще всего и игнорируем. А потом сами возмущаемся, когда, например, наш партнёр не вложивший ни копейки в бизнес, начинает претендовать на большую долю в проекте, аргументируя это словами «Ну так я же вкалываю здесь с утра до вечера!».

(А вы-то наивно полагали, что ваши финансовые вложения, техническое обеспечение бизнеса, да и ваше время «весит» гораздо больше).

Увы, ничего не поделаешь, ваш собеседник находится в другой реальности, которая нашёптывает ему «Смотри, ты всё делаешь, а большая часть прибыли уходит другому!».

Так может стоит внимательно посмотреть вокруг себя, найти те деловые взаимоотношения, где «правила игры» слишком размыты и потратить усилия на устранения этой размытости?

Удачи вам в этом непростом занятии!  :)

Следующий пост: »


12 комментариев к записи “Про одну извечную причину конфликтов с партнёрами и сотрудниками”

  1. Евгений пишет:

    Очень актуальльный пост особенно для русских людей.
    В малом бизнесе зачастую лень заморачиваться на какое-то планирование, разделение обязанностей и прочие «примудрости». Как правило используется подход: «Эй, старинный друг, есть классная новая офигительная тема! Только у меня оборотки не хватает немного. Давай замутим бизнес!»

    Закончу словами знакомого предпринимателя: «Отношения, основаные на доверии, заканчиваются «кровью».

    Ответить

  2. Алла пишет:

    Алекс, здравствуйте!

    Тема, которую Вы обозначили, будет актуальна всегда.Полагаю, что недовольство происходит от человеческой натуры. Обе стороны обижаются из-за несбывшихся ОЖИДАНИЙ. Просто люди вслух не говорят, что им хочется получить. Дополнительная причина конфликтов, по-моему, кроется в личных качествах: порядочности работодателя и добросовестности работника( или честности партнёров).Однако, есть общая черта у людей — желание почувствовать благодарность за свой труд,уважение, быть оценённым по достоинству.Всем нужно ПРИЗНАНИЕ. Может, тогда дело не в деньгах?

    Ответить

    Alex Reply:

    Разумеется не только в деньгах. Однако в серьёзных вопросах (таких, как, например, партнёрство в бизнесе) просто «спасибо» или «большая благодарность» — как-то маловато будет :)

    А про порядочность — в том то и проблема, что каждая из сторон считает, что с ней обходятся непорядочно (размытые условия сотрудничества как раз и создают возможности для такой разной оценки ситуации). При этом каждая сторона может быть по-своему права. Так что имеет смысл говорить не о «справедливости» или «порядочности», а о необходимости чётких правил игры.

    Ответить

    Елена Reply:

    Абсолютно согласна с Алексом! Пока не договорились — лучше не приступать к сотрудничеству. В противном случае можно только потерять нервы от несбывшихся ожиданий, а также деньги, друзей, бизнес, партнеров и т.д.

    Ответить

  3. Лилия пишет:

    Конфликты между партнерами-это одна ситуация, когда действительно начинается «позиционная борьба» и сам бизнес-проект (причина по которой договорились работать вместе) уходит на второй план. В результате страдает и дело и люди, которые с тобой работают. Если люди не видят причины для того что бы начать диалог, возможно и на берегу тоже было бы трудно договориться?
    А вот с сотрудниками – это уже другая история. Не стоит идеализировать, не все люди готовы работать. Имитаторов больше, поэтому изначально сотрудников надо выбирать не по аттестату и диплому, а по жизненным мотивам и профессиональным навыкам, и самому быть заинтересованным в таких специалистах и быть профессионалом. Их мало, и таким надо платить.
    Конечно, это решаемо только в самом начале, т. е на берегу. В этом вопросе все зависит от руководителя, кто все это затеял, тот и ведет…

    Ответить

  4. Светлана пишет:

    Абсолютно согласна, договариваться нужно на берегу!

    Ответить

  5. Елена пишет:

    Алекс, абсолютно с вами согласна. Но есть вопрос: как урегулироваать эту ситуацию и с наемным сотрудником, и с партнером?

    Ответить

    Alex Reply:

    А что мешает сесть и заново договориться о правилах игры?

    Ответить

  6. Ксения пишет:

    Алекс! Согласна с Вами полностью в части с наемными сотрудниками, так как в случае найма людей, четко можно составить цели,задачи и должностные нанимаемого сотрудника. Но вот в случае с партнером, тут все намного сложнее. Зачастую «на берегу» невозможно предвидеть все возможные ситуации, вопросы и сложности, которые «всплывают» уже потом в «плавании». Особенно это касается сферы бизнеса, в которой не было опыта, а если идея явилась, то ее надо воплощать, чтобы быть первым на рынке. ;)

    Ответить

    Alex Reply:

    Ксения, не спорю, абсолютно всё предусмотреть невозможно (да и не нужно, наверное). Но какие-то ключевые моменты зафиксировать всё-таки стоит попытаться. Потому что, как правило, проблемы возникают именно в них.

    Ответить

  7. Денис пишет:

    Алекс, спасибо вам большое за подобную информацию. Я проживаю в Дубае, мне 21 год и я сейчас активно работаю над открытием своего дела. Ваши советы и подсказки очень помогают и вдохновляют))
    Уже сегодня начну составлять договор с партнёром.
    Спасибо за сохраненные силы и нервы.

    Ответить

    Alex Reply:

    Удачи Вам, Денис :)

    Ответить

Оставьте свой комментарий!