Коллапс в Домодедово своими глазами

08.01.2011. Размещено в рубрике Наша Раша

История о самом идиотском способе поведения в форс-мажорных обстоятельствах. Посвящается недоумкам из «Трансаэро» и других авиакомпаний

Наверное, все знают про отключение электричества в аэропорте «Домодедово» 26 декабря.

Так вот, 27 декабря я должен был лететь Барселону. И как раз именно из Домодедово.

Могу сказать, это было что-то…

Я был в курсе, что 26-го никто не улетел и догадывался, что на следующий день в аэропорту, скорее всего, будут определённые проблемы.

Но реальность превзошла мои ожидания.

Мы были в Домодедово где-то около 10 утра. Первое, что бросилось в глаза – огромное количество людей. В несколько раз большее, чем обычно.

В зале аэропорта царил полумрак, так как горело всего несколько ламп. (В туалетах, кстати, света вообще не было. Впрочем как и воды. Люди светили себе мобильными телефонами).

Мобильная связь работала еле-еле.

Сразу стало понятно, что информация на табло никак не связана с реальностью (кстати, такая ситуация продолжалась весь день).

Узнать, когда же на самом деле будет вылетать наш рейс (и будет ли вылетать вообще), было абсолютно нереально. Стойки авиакомпаний почему-то не работали. Хотя вокруг толпилось огромное количество людей. Только через несколько часов появилась какая-то картонка с информацией о рейсах, на которые уже идёт регистрация. Впрочем, разглядеть что-то на этой картонке было весьма проблематично.

Найти хоть кого-то, кто имеет информацию о нашем рейсе, не представлялось возможным.

Поэтому мы решили пробиться к какой-нибудь стойке регистрации. Это было не просто, так как, видимо, к такому же решению пришла большая часть пассажиров, находящихся в неведении о судьбе своих рейсов.

Однако девушки, работающие за стойками регистрации, тоже ничего вразумительного сказать не могли.

После некоторого бесцельного ожидания возле стойки произошло чудо. Буквально на несколько мгновений рядом с девушками, регистрирующими пассажиров, оказался представитель авиакомпании «Трансаэро».

Сейчас уже непонятно каким образом, но нам удалось заставить его сказать хоть что-то. Оказалось, что время вылета по-прежнему было неизвестно, но самолёт сегодня всё-таки должен улететь. Спросив наши фамилии и сверившись с компьютером он сообщил, что оказывается можно сейчас пройти регистрацию и разрешительно кивнул девушкам за стойкой (интересно, а если бы он этого не сделал, мы бы так и не узнали о такой возможности?!).

Зарегистрировавшись и сдав багаж, мы уж было подумали, что всё налаживается. Наивные!

Мы поднялись на второй этаж и увидели печальную картину – люди сидели абсолютно повсюду. Где только можно и где нельзя.

В кафе и ресторанах места тоже были заняты, хотя из-за отсутствия электричества не работали ни холодильники, ни оборудование для приготовления еды. Купить можно было только воду или напитки в бутылках.

Нам повезло – проходя рядом с одним из кафе, мы заметили освобождающийся столик. Бутылка воды в этот день стоила в 3 раза дороже, чем обычно. Почему-то это меня не удивило.

После двух часов ожидания хоть каких-то объявлений, касающихся нашего рейса, мы решили быть поближе к месту посадки и всё-таки пройти паспортный контроль.

Народу там тоже было много, но не запредельно. Это внушало некоторую надежду. После прохождения досмотра багажа эта надежда быстро разрушилась. Войдя в зал ожидания, нашим глаза предстала впечатляющая картина:

domodedovo-1

domodedovo-2

Такого столпотворения в аэропорту я не видел никогда.

Но самым пугающим было зрелище людей, лежащих на полу прямо в коридоре. Очень быстро стала понятна причина этого – на сиденьях зала ожидания не было ни одного свободного места. Более того, все места на полу под стенками, рядом с колонами и вообще рядом с чем-нибудь, к чему можно было бы прислониться, были тоже заняты.

Люди сидели и лежали повсюду:

domodedovo-3

domodedovo-5

domodedovo-15

domodedovo-6-

Счастливчики, захватившие столики в кафе, смотрели на проходящих мимо такими взглядами, что сразу становилось понятно: они не уйдут с насиженных мест, даже если на них навести дуло пистолета.

Оставалась ещё призрачная надежда, что хоть в зале бизнес-класса можно будет нормально расположиться. Ха! Вот как выглядел зал ожидания бизнес-класса компании «Трансаэро»:

domodedovo-7

domodedovo-8

domodedovo-9

domodedovo-10

domodedovo-11

Тем не менее, пассажиры, сидящие здесь на полу, всё-таки имели некоторое преимущество – пол тут покрыт ламинатом. В отличие от общего зала, где люди вынуждены были сидеть на холодной плитке:

domodedovo-12

domodedovo-13-

domodedovo-14-

Особенно странно смотрелась в этой ситуации та категория девушек, которые считают нормальной одеждой для перелётов короткие юбки и обувь на высоком каблуке. Надо сказать, они несколько сюрреалистично выглядели сидящими на полу.

Самое печальное было в том, что в этой части аэропорта (которая находится после паспортного контроля) тоже НИКТО не обладал информацией о вылетах. Вообще никто.

И это не смотря на то, что многие находились в аэропорту уже вторые сутки.  Многие были с детьми:

domodedovo-4

При том, что ни водой, ни питанием авиакомпании даже не пытались обеспечить людей. Хотя обязаны были это сделать, согласно существующим правилам авиаперевозок. Про расселение в гостиницы речь вообще не шла.

Поэтому люди ночевали на полу, а питались в кафе (к счастью, здесь электричество в кафе подавалось). Хотя цены многих шокировали: какой-нибудь сомнительный сэндвич стоил 350-400р., а маленькая бутылочка обычной воды около 200р.

domodedovo-16

Время шло, а в залах ожидания не появлялся ни один представитель авиакомпании. Вообще.

А так как на стеклянной стене бизнес-зала было написано название перевозчика («Трансаеро»),  то постепенно сюда стали стягиваться люди, пытающиеся найти хоть какого-то представителя этой чудесной компании.

И действительно, за стойкой находилась девушка, которая была сотрудницей «Трансаэро». Но она просто работала администратором бизнес-зала. Однако именно ей пришлось принять на себя весь гнев возмущённых пассажиров.

Поначалу они просто пытались что-то спрашивать. Когда стало понятно, что она не имеет абсолютно никакой информации, собравшиеся стали совершенно справедливо требовать позвать кого-то из сотрудников компании, обладающего этой информации.

И тогда началось самое интересное. Видимо эти кретины из «Трансаэро» дали чёткую установку администратору: держать оборону и никого не выдавать. Сами-то они выходить к людям не собирались.

Думаю, этот день девушка-администратор запомнит надолго.

От спокойных требований позвать кого-то из руководства, люди стали переходить к угрозам и крикам. У нескольких людей, которые летели вместе с детьми и провели уже больше суток в аэропорту, начались настоящие истерики. Но было, очевидно, что это бесполезно – девушка за стойкой начала пытаться кому-то звонить, но ей, судя по всему, просто не отвечали.

domodedovo-20

domodedovo-21

Самое удивительное, что регистрация билетов не прекращалась и людей становилось всё больше. В залах становилось невыносимо душно. Судя по всему системы вентиляции не работали. Окна не открывались. Дым из курилок стал постепенно распространяться по всему пространству аэропорта.

В какой-то момент люди вообще перестали считать нужным заходить в места, отведённые для курения (видимо там уже дым выедал глаза) и курили рядом, прямо в зале. Как выжили те, кто сидел неподалёку, мне неизвестно. Но в какой-то момент среди пассажиров стали мелькать врачи в белых халатах.

В какой-то момент разгорячённая публика начала крушить стойку администратора.

Появилась милиция. Люди этому обрадовались и стали требовать теперь у милиционеров привести кого-то из представителей компании.

Те были явно растеряны. Во-первых, потому что осознавали правоту собравшихся – никто ведь не просил посадить их в самолёт прямо сейчас, люди просто просили дать им хоть какую-то информацию. Во-вторых, сотрудники милиции хорошо понимали, что, в случае конфликта, собравшаяся толпа сметёт их в несколько секунд.

Поэтому старший из них вяло огрызался, объясняя, что милиция здесь вообще ни при чём. Чем ещё больше распалял людей. Чуть позже мне удалось поговорить с ним и он с досадой признался, что он и его сотрудники пытались привести кого-то из «Трансаэро», но те закрылись у себя в офисе и просто боятся выходить к людям.

В итоге, за всех приходилось отдуваться девушке-администратору. Это чудо, что она осталась жива и невредима (хотя психически её придётся долго восстанавливаться).

Всё происходившее являлось хорошим примером самого худшего способа поведения в форс-мажорных обстоятельствах (название этого способа – «спрятать голову в песок»).  Тысячи пассажиров будут теперь вздрагивать только при названии «Трансаэро».

Хотя ведь совсем не сложно было прийти к людям и сказать: «Ребята, как вы знаете,  это произошло не по нашей вине,  — это был сбой у аэропорта. Но мы сейчас делаем всё, что можем и боремся за каждый вылет. Вот столько-то рейсов уже отправили. В ближайший час будут отправлены такие-то и такие-то рейсы. За ними в очереди вот такие-то».

Людям катастрофически не хватало определённости. И они бы были благодарны за эти слова.

Ну а после этого нужно было бы просто находиться рядом и информировать о малейших изменениях в ситуации.

Но выйти к своим клиентам им, видимо, было страшно до смерти. Ну что ж, теперь мы знаем, какие трусливые тупицы работают в «Трансаэро».

В итоге никто не мог понять, что делать: оставаться ждать вылета или ехать домой (что, кстати, тоже не так уж просто – таможенный и паспортный контроль ведь уже пройден).

В это же самое время пресс-служба авиакомпании сообщала в СМИ, что ситуация под контролем и рейсы отправляются в «нормальном режиме». Когда эта информация дошла до ожидающих пассажиров (многие пытались отслеживать ситуацию в интернете), они чуть не разнесли в щепки стойку администратора.

Кто-то всё-таки не выдержал и уехал домой (в основном те, кто были с детьми). Однако узнать, когда же можно возвращаться в аэропорт не было никакой возможности.

На сайте «Трансаэро» висела издевательская просьба не выезжать в аэропорт без предварительного уточнения ситуации с рейсом. Уточнять предлагалось по телефону.

Надо ли говорить, что дозвониться по нему было абсолютно невозможно? Вернее дозвониться-то можно было, — просто включался автоответчик и звонящий вынужден был нон-стоп слушать гимн компании «Трансаэро» с вот такими чудесными словами:

««Трансаэро», «Трансаэро», Взлетают в небо лайнеры, оставив позади аэропорт (прикольно слушать тому, кто ожидает информации о задержанном рейсе). Возьми себе за правило, летать всегда «Трансаэро», ведь это безопасность и комфорт». Ну и дальше в том же духе…

Это каким надо быть дауном, чтобы утвердить такое в качестве гимна?! (я уж молчу про то, что создание корпоративных гимнов – вообще сомнительное мероприятие).

Кстати, как выяснилось позже, тем, кто всё-таки смог дождаться ответа оператора, сообщали недостоверную информацию и в итоге люди вообще не попадали на свои рейсы.

В какой-то момент по залам ожидания стал бродить Дед Мороз:

domodedovo-17

Люди подумали, что это уже начались глюки от усталости. Что он делал там, я так и не понял. Но его появление вдохновило одного из подвыпивших пассажиров на добрые дела. Он пришёл в зал бизнес-класса, снял с украшенной новогодней ёлки игрушки (там были реально прикольные и дорогие игрушки) и пошёл раздавать детям.

До сих пор мне остаётся непонятным, что мешало авиакомпании выполнить свои обязанности по обеспечению пассажиров задержанных рейсов водой и горячим питанием. Опасение, что, раз их так много, это может повлечь за собой большие расходы? Ну так это всё равно копейки по сравнению с оборотами компании. Зато репутационный выигрыш был бы серьёзный — в условиях, когда все компании вели себя по-свински,  люди бы с благодарностью говорили о той единственной, которая смогла обеспечить пассажиров всем необходимым. В общем, загадка …

Примерно через 14 часов ожидания наконец-то объявили посадку на наш рейс. (Неужели нельзя было сообщить  о том, что это произойдёт хотя бы за час-полтора? Ведь кто-то не дождался и уехал, так как было уже за полночь и надежд на благополучное разрешение ситуации уже не оставалось).

Так как это был совмещённый рейс (отменённый вчерашний плюс сегодняшний), то в самолёт попали не все. Но даже когда мы оказались на борту, ощущения, что всё позади, не возникало.

И правильно. Самолёт взлетел только через 4 часа.

В заключение могу добавить несколько фактов, которые выяснились позднее.

Таксисты, тусующиеся в аэропорту, подняли цену для тех, кто хотел вернуться в Москву до 10 000 – 15 000 руб. Если же человек звонил в службу такси и вызывал машину в аэропорт, местная таксистская мафия эту машину не пропускала. Водитель вызванной машины перезванивал клиенту и просил с чемоданами выйти за шлагбаум, потому что на стоянку его не пускали.

Когда выяснилось, что авиакомпании не обеспечивают пассажиров даже питьевой водой, некоторые московские компании бесплатно отправили машины с бутылками воды в Домодедово. Их там встретили представители местных кафе с требованием продать воду им (к тому времени она у них стала заканчиваться, не смотря на заоблачные цены).

Ту воду, которую всё же удалось доставить в аэропорт, молча поставили в бизнес-классе и о ней знали только те, кто находился рядом.

В апогее разворачивавшейся ситуации люди сидели и лежали уже даже на летах транспортёра зоны досмотра багажа. А в залах, где проводилась регистрация — тоже, где придётся:

RUSSIA-AIRPORTS/WEATHER

RUSSIA-AIRPORTS/WEATHER

(эти фото уже снимал не я, — увидел потом в Интернете)

Все ящики, в которые обычно кладётся одежда и обувь при досмотре багажа, в итоге были разобраны ожидающими пассажирами в качестве заменителей стульев. Или кроватей для совсем маленьких.

Никаких извинений компания «Трансаэро» своим клиентам не принесла.

Вот такое предновогоднее приключение.

Хорошо, что в качестве успокаивающего средства существует такое лекарство, как прогулка по ночной Барселоне :)



11 комментариев к записи “Коллапс в Домодедово своими глазами”

  1. Alexa пишет:

    Да, вот уж такое предновогоднее приключение. Слово «ужас» тут не подходит. Мне кажется, что только русские способны на такую жестокость (равнодушие к детям, заработать на чужой беде (вода, кафе, таксисты и т.д., администратор-девушка одна перед толпой). Недавно прочитала книгу Артура Хейли «Аэропорт», может, ее выслать по е-мейлу руководству Трансаэро? Будет для них как учебное пособие для чайников.

    Ответить

    Alex Reply:

    Прикольная мысль по поводу Хейли :)

    Ответить

  2. Alexa пишет:

    Там у них ситуация похуже была — и справились же — он со всеми деталями рассказывает КАК. Так что действительно…для чайников:)

    Ответить

    Alex Reply:

    Ну, видимо, логика у них («Трансаэро») простая — «Да куда они (клиенты) денутся, как летали, так и будут летать».
    И самое грустное, что, возможно, так и будет. Наши люди, увы, привыкли к такому…

    Ответить

  3. Наталья пишет:

    Новогодний актуальный анекдот:
    — Ты на Новый год в отпуск?
    — Да!
    — Куда, в Домодедово или в Шереметьево

    Про Аэрофлот, бизнес по-русски и предновогодние шутки в МСК:
    http://blogs.mail.ru/mail/vrs63/733587331F33635.html

    Ответить

    Alex Reply:

    Да, познавательный материал по ссылке. Особенно ценен тем, что это взгляд изнутри. Хотя мне давно уже было понятно (увы, в том числе и по печальному опыту моих друзей), что в «Аэрофлоте» тоже бардак царит редкостный …

    Ответить

  4. Дарья пишет:

    Да уж. И что делать не понятно.

    Ответить

  5. Alex пишет:

    Тут потрясающая новость подоспела. Правда, не про «Трансаэро», а про «Аэрофлот». Но всё равно новость прекрасная:

    «Арбитражный суд Москвы оштрафовал «Аэрофлот» на 30 тысяч рублей за задержки и отмены рейсов в конце декабря 2010 года. Таким образом суд удовлетворил иск транспортной прокуратуры, требовавшей наказать «Аэрофлот» за предновогодний коллапс, сообщает РИА Новости»

    Ну что тут скажешь. Какое невероятно жестокое наказание…

    Ответить

  6. Alexa пишет:

    М-да, детский сад какой-то. Сведу свою пользование Аэрофлотом к минимуму, не люблю кампании, где руководство существует отдельно от работников :)

    Ответить

    Alex Reply:

    А причём здесь работники? Пострадали-то клиенты…

    Ответить

  7. Alexa пишет:

    Мой комментарий был сделан после ознакомления с ссылкой блоге пилота Д. По тому рассказу очень хорошо видна плохая связь между руководством и работниками.

    Ответить

Оставьте свой комментарий!