Как, имея хороший продукт, угробить свой бизнес?
01.08.2013. Размещено в рубрике Враг внутри нас, Секреты Успеха
Наш офис на Тверской находится в жилом доме. Только один подъезд этого дома – офисный. Фирм немного – всего четыре. Так что поневоле более или менее знаешь, чем занимаются соседи.
На первом этаже находится салон красоты. И вот уже больше года я наблюдаю за борьбой хозяйки этого салона за выживание.
Работает она очень много. Она практически живёт в офисе. Даже в двенадцать часов ночи её машина всё ещё на парковке. Владелица салона сама является хорошим специалистом и поэтому многие косметические процедуры выполняет сама (хотя у неё работают и наёмные сотрудники). Старается максимально заполнить своё расписание клиентами, готова работать с ними в любое удобное для них время.
Она уверена что, если работать много и хорошо, бизнес обязательно раскрутится.
Довольно распространённое убеждение. Однако тут есть небольшой нюанс. Успех во многом будет зависеть от того, куда направлено это «много и хорошо».
Увы, наблюдая, на что моя соседка тратит 98% своего времени, я с грустью понимаю, что её бизнес обречён.
Очень многие предприниматели создают бизнес с искренней верой в то, что достаточно будет обслуживать клиентов максимально хорошо и те будут приходить снова и снова. И таким образом бизнес станет успешным.
Не станет. Постоянные расходы съедят его гораздо раньше.
Да, сарафанное радио – это отлично. Но мало.
Качество товара/услуги, качество сервиса – безусловно, крайне важные штуки. Но уже недостаточные. Реальность сегодняшнего дня такова: можно оказывать услуги или производить товары высочайшего уровня и при этом терпеть крах в бизнесе. Как это ни печально.
Хочет создатель бизнеса или нет – вопрос «как продавать?» должен быть всё время в фокусе его внимания. Чтобы в конце каждой недели было что самому себе ответить на ещё один, уже совсем конкретный вопрос: «Что я за эти дни сделал для привлечения новых клиентов?» (А сделать, поверьте, можно очень многое)
По-человечески я понимаю владелицу салона – конечно, привычнее заниматься тем, что хорошо знаешь (в её случае – обслуживанием клиентов). Маркетинговые же инструменты для неё – тёмный лес. Любая попытка сделать хотя бы маленький шаг в этот лес приводит сильному дискомфорту.
Поэтому подсознательно и она, и многие другие предприниматели, фокусируются на том, что знакомо и понятно. И это одна из основных причин умирания их бизнесов.
(Правда, кое-что у неё непонимания не вызывает – она пытается пользоваться купонными сервисами типа Групона. Хотя это какой-то мазохизм – создавать поток убеждённых халявщиков в надежде на то, что часть из них станет постоянными клиентами. Тупиковый путь)
За год, который прошёл для неё в борьбе за выживание, можно было разобраться даже в самых незнакомых вещах. Причём, я был готов ей по-дружески помочь.
Я ей подсказал несколько простых шагов, которые нужно сделать, чтобы привлечь людей, бывающих в разных местах неподалёку.
Плюс объяснил, как получать клиентов с помощью интернета. Даже помог сделать сайт.
И знаете что?
Из перечисленных шагов она не сделала НИЧЕГО – нет времени всем этим заняться (всё время уходит на обслуживание клиентов, которых она по-прежнему предпочитает замыкать на себя). Сайт тоже не использует (хотя людей, ищущих те или иные косметические услуги в центре Москвы, довольно много).
Увы, мантра «буду работать много и хорошо и тогда всё получится» крепко сидит в сознании. Как результат – аренду так и не получается отбить. А помещение у неё большое, это отнюдь не салон одного мастера, это полноценный салон красоты. Всё время приходится вкладывать собственные средства и вроде даже собралась продавать квартиру .
Грустно смотреть как хороший и трудолюбивый человек из-за неверно выбранного фокуса внимания теряет свой бизнес…
Кстати, сосредоточенность на продукте в ущерб его продвижению свойственна скорее даже не начинающим предпринимателям (им-то как раз чаще всего очевидно, что без осмысленных действий по поиску клиентов просто не выжить), а собственникам уже давно существующих на рынке бизнесов.
Им кажется, что раз они уже завоевали какие-то позиции, то это теперь навсегда. Увы, это не так.
Молодые и маркетингово активные компании довольно быстро отъедают у них рынок. А «старожилы» никак не могут понять, что же такое происходит, почему же их дела идут всё хуже и хуже.
У меня есть товарищ, который когда-то одним из первых в России создал кадровое агентство. Он пользуется огромным авторитетом на рынке рекрутинга. Его агентство всегда было одним из лучших и не имело проблем с клиентами. Всё было устойчиво и казалось, что это навсегда.
Так вышло, что в какой-то момент какое-то жизненное течение унесло нас в разные стороны и мы много лет с ним не виделись.
И вот недавно я узнаю, что ему пришлось продать свой бизнес. Да и то, вряд ли можно назвать полноценной покупкой именно бизнеса – покупатель (другое кадровое агентство), по сути, приобрёл в первую очередь бренд. Ну и ещё региональную сеть партнёров. Больше там особо покупать было нечего.
Когда я обсуждал эту историю с другим представителем кадрового бизнеса (чей бизнес как раз успешен и процветает), мы сошлись на том, что на самом деле спасти агентство было не сложно. Достаточно было сосредоточиться не нескольких не таких уж и сложных маркетинговых инструментах.
Просто этим надо было заниматься! Но, здесь, подозреваю, сильно мешала вера в то, что можно было и дальше выезжать на качественном продукте и авторитете в отрасли.
К сожалению, даже угроза потери бизнеса часто не способна заставить собственника включить в зону своего ежедневного приоритетного внимания маркетинговые вопросы.
Но реальность такова: либо мы понимаем как создавать поток клиентов, либо нас выносит с рынка. И даже наличие качественного продукта уже не поможет.
Удачи!
02.08.2013 в 7:50 дп
Как всегда, актуально!
Ответить
02.08.2013 в 9:09 дп
Работать много это хорошо, но мало кто задумывается над тем, что рабоать нужно умно. А вообще человек если что-то себе в голову втемяшит, колом потом не вышибешь.
Ответить
02.08.2013 в 11:24 дп
Все действительно так и есть. Однако, кажется, за этим упорным стремлением направлять усилия не туда скрывается нечто большее, чем просто незнание, как надо. Подсознательно (именно подсознательно) многие того и хотят — похоронить если не свой бизнес, то себя под ним. Потому что так научили — пахать, пахать, пахать…
Представьте, если у описанной Вами хозяйки салона вдруг все заработает само собой, все предложенные вами мероприятия принесут долгожданный успех и освобождение. А пахать-то привычно. Это слишком большой шаг из зоны комфорта, и многие его не делают именно из страха, что все получится. Именно он и есть тормоз, поскольку успешность налагает ответственность, а освободившееся время надо тратить на подтягивание остальных аспектов жизни. Страшновато. Вот и кажется, что нет времени на главное.
В общем, всем, кто оказался в подобной ситуации, надо сильно думать, ПОЧЕМУ ОНА ИМ ВЫГОДНА. Выгоды найдутся — сто процентов.
А за пост спасибо. Хорошая утренняя зарядка для мозгов.
Ответить
02.08.2013 в 2:59 пп
Мой случай. Все очевидно, все понятно, и новые методы уже отчасти известны, но текучка… и всё — благие намерения начать управлять и продвигать по-новому откладываются «до очередного понедельника».
Спасибо вам! Встряхнули!
Ответить
16.08.2013 в 5:24 дп
Вот моск ломаю над такой же проблемой — раскрутка салона красоты. Если не мегасекрет, что вы по соседски порекомендовали в отношении салона красоты?
Ответить
Alex Reply:
Август 27th, 2013 at 8:07 пп
«Вот моск ломаю над такой же проблемой — раскрутка салона красоты» — вообще-то думать о том, как раскрутить салон красоты нужно было до его создания, а не после
«Если не мегасекрет, что вы по соседски порекомендовали в отношении салона» — да нет, не мегасекрет. Становитесь моим соседом и если между нами сложатся добрососедские отношения, — поделюсь (кстати, героиня этой истории таки съехала, так что помещение теперь свободно).
Ну или принимайте участие вот в этом: http://intellectinvest.ru/seminars/malobyudzhetnoe-prodvizhenie-malogo-biznesa/
(Вы же не рассчитывали, что то, над чем Вы «ломаете моск», можно рассказать в двух словах в коротком комментарии, правда? )
Ответить
04.11.2013 в 2:26 пп
Алекс, очень люблю Ваши статьи и эта тоже замечательная. Вы б поставили кнопки социальных сетей, чтобы можно было делится ссылками на Ваши посты.
Ответить
Иван Reply:
Ноябрь 4th, 2013 at 8:48 пп
Алекс! Поддерживю Галину! Ставьте кнопки. Мы приведем людей. А то приходится вручную ссылки вставлять
Ответить
07.11.2013 в 9:50 дп
Похожая история — отличный продукт, но без маркетинга: http://www.theverge.com/2013/11/5/5039216/everpix-life-and-death-inside-the-worlds-best-photo-startup
«They spent too much time on the product and not enough time on growth and distribution. «
Ответить