Опасное делегирование

20.05.2013. Размещено в рубрике Искусство Управления

Любую хорошую идею можно довести до абсурда. Самое печальное, что далеко не всегда удаётся осознать абсурдность собственных действий.

Есть такая вполне себе хорошая штука – делегирование.

Но у делегирования есть физические ограничения. Мы, например, не можем делегировать кому-то за нас выспаться или вместо нас пообедать.

Однако в бизнесе именно таким «делегированием» мы частенько и пытаемся заниматься.

Например, тогда, когда пробуем переложить ключевые маркетинговые или управленческие задачи на кого-то другого (на наёмных сотрудников или внешние компании).

Мне довольно часто приходится слышать от коллег-предпринимателей фразы вроде «Я не хочу разбираться в маркетинге, пусть мой маркетолог этими вопросами занимается», «Хочу, чтобы мне разработали позиционирование, написали продающий текст, сделали продающий сайт, но только чтобы я не принимал участие в процессе» и т.д.

Вообще-то, маркетинг – это и есть суть бизнеса.

Но многие искренне верят, что разбираться с тем, каким хотелкам клиента должен соответствовать продукт компании, чем он будет выгодно отличаться от продуктов конкурентов,  как лучше донести эти выгоды до потребителя, — это всё задачи для наёмных менеджеров или внешних агентств.

По сути, такой подход можно сформулировать как «Постройте мне успешный бизнес за меня, я не хочу принимать в этом участия».

Стив Джобс не был выдающимся изобретателем (на самом деле лично он не был автором ни одной ключевой технологии, лежащей в основе гаджетов Apple).

Ингвар Кампрад (основатель ИКЕА) не был фанатом мебельного производства (да и мебелью занялся случайно).

Зато эти ребята постоянно занимались маркетингом, не считая, что это «не их дело».

А вот у гордого владельца небольшого бизнеса в России на это нет времени, он спихивает эти вопросы на кого ни попадя (зато у него всегда есть время заниматься какой-то мелкой фигнёй, которую как раз-то давно пора делегировать)

Абсолютно такая же ситуация и с управленческими вопросами.

Ровно такое же желание, чтобы кто-то пришёл и «тучи развёл руками»:

«Я хочу, чтобы пришли консультанты и прописали мне бизнес-процессы», «Систему мотивации пусть разрабатывает менеджер по персоналу» и т.д.

Особенно печально всё это выглядит, когда собственник, стремясь уйти от оперативного управления, находит наёмного управляющего и «делегирует» ему управление бизнесом.

В большинстве случаев вскоре владельцу приходиться возвращаться и разгребать завалы и косяки.

Почему так происходит?

Дело в том, что чаще всего мы пытаемся делегировать исключительно ответственность («вот задача, ты отвечаешь за результат»).

Но то, что срабатывает с мелкими задачами (где такой подход вполне оправдан), даёт сбой с ключевыми вопросами управления компанией.

Потому что здесь уже мало делегировать ответственность. Тут сначала нужно создать СИСТЕМУ и передавать именно её вместе с ответственностью за результат.

Но если сами мы решали все вопросы в «ситуативно-интуитивном» стиле, то, боюсь, системы нет. Ни управленческой, ни маркетинговой. И ожидать эффективности от того, кому теперь мы передаём ответственность, довольно наивно.

Вряд ли нам кто-то организует за нас чётко работающие бизнес-процессы, если мы сами не понимаем, как их выстраивать (скорее всего, если это были внешние консультанты, нам составят огромный талмуд «Бизнес-процессы вашей компании», который будет абсолютно бесполезен и будет пылиться на полке).

Вряд ли кто-то создаст нам систему ключевых показателей, если мы сами не хотим задумываться над тем, что же нам на самом деле необходимо на приборной панели управления бизнесом (скорее всего, мы получим список из сотни KPI, по которым управлять компанией будет невозможно, — я видел множество таких бесполезно-умных документов).

Ну и т.д.

Для того, чтобы действительно высвободить своё время и не жить в состоянии постоянной управленческой запарки, увы, недостаточно просто сказать «Я делегирую это тебе, тебе и тебе».

Для начала придётся заняться тем, что делегировать весьма опасно. А именно – выстраиванием системы. Ведь мы же не говорим (надеюсь :) ) «Я не хочу вникать в воспитание своего ребёнка – я делегировал его воспитание школе».

Удачи!

 

« Предыдущий пост:
Следующий пост: »


9 комментариев к записи “Опасное делегирование”

  1. Людмила пишет:

    Доброго времени суток,Алекс!
    Всегда с удовольствием читаю ваши статьи и практически со всем согласна. Работаю наемным сотрудником и вижу управленческие ошибки руководителей,которые не приводят к прибыли,а за частую наоборот к потерям. Терпение разъяснять,убеждать иссякло (и на тренинги ходят и «читают» какие-то книги, а отношение к бизнесу остается таким же). А за фирму переживаю и хочу процветания и как следствие повышение з/п. Есть ли у Вас в запасе какой-либо совет :) )).
    С уважением,Людмила.

    Ответить

    Alex Reply:

    Людмила, мне переодически здесь задают подобный вопрос, я на него уже неоднократно отвечал: не вижу смысл тратить время своей жизни на безуспешные попытки пробиться сквозь бетонную стену непонимания.

    Потому что вместо того, чтобы расти профессионально, Вы тратите время и энергию на изменение картины мира тех людей, которые эту картину у себя менять, возможно, и не хотят вовсе.

    На мой взгляд, лучше попробовать найти себе применение в другой компании, где КПД Ваших действий будет гораздо выше (а вместе с этим будет выше и зароботок :) )

    Ответить

  2. Иван пишет:

    Алекс, добрый день!

    Подскажите пожалуйста, приходилось ли Вам сталкиваться с примером успешного внедрения концепции Гемба Кайдзен в России?
    Судя по семинарам, проводимых Вами, основная часть из этой концепции применяется Вами.

    Ответить

    Alex Reply:

    Иван, в чистом виде и в полном объёме — не видел. Знаю пару компаний, которые пытались внедрить «как в Японии», но выглядело это несколько надуманно.

    С другой стороны, большинство базовых принципов Кайдзен не являются чем-то специфическим. Они, скорее, базируются на здравом смысле. Например, «Найдите основную причину» или «Стандартизируйте с целью исключения возможности повторения проблемы» и т.д. Так что их можно обнаружить в компаниях, даже не знающих слова «Кайдзен» :) (Хотя некоторые моменты этой системы всё-таки плохо уживаются с российским менталитетом :) )

    P.S. Особенно всех веселит принцип «Устранение муда». Несложно догадаться, как сразу начинают называть тех, кто допускает «муда времени» или «муда запасов» :)

    Ответить

    Иван Reply:

    Явно не было готовности пропустить эту концепцию через свою собственную кровь.Отсюда и надуманность. А про «муда», это в точку). Видится «Доска почета» и доска «Муда….» нашей компании))). Впрочем, вы правы. Начинать нужно со здравого смысла, которого порой очень не хватает…

    Ответить

  3. Надежда пишет:

    Алекс, доброго времени суток! Спасибо за рассылки, всегда жду от Вас новостей и с удовольствием читаю, а потом пытаюсь взбодрить себя в проф. смысле. Еще раз спасибо!!!

    Ответить

  4. Любовь пишет:

    Спасибо, Алекс, у вас очень интересные статьи и уважительный тон комментариев, всегда примеряю ваши советы к себе, кажется, помогает)))

    Ответить

  5. Наталья пишет:

    Алекс, большое спасибо за Ваши рассылки. Они помогают не только в бизнесе, но и в жизни. Может быть, это смешно, но ты начинаешь понимать что посуду помыть мужу можно доверить (делегировать), а вот обои выбрать — нет.
    Конечно, это шутка, но все же доля правды есть. Потому что в ваших постах есть что-то такое, что можно назвать основополагающим. А это нужно везде и всегда

    Ответить

    Alex Reply:

    Наталья, рад, что помогают :)
    Отдельное спасибо за «что-то такое, что можно назвать основополагающим» :)

    Ответить

Оставьте свой комментарий!